Представлю вам мой небольшой фанфик. Бригадир
I
Рэй был бригадиром строителей. Он был в числе первых людей на Пандоре. Людям предстояло создавать базу. Всё предстояло собирать в совершенно чужом для человека мире.
Этот мир очень сильно удивил его: вокруг был один лес, небо было совершенно голубым. Оно не походило на сероватый и низкий купол неба над мегарайоном Джексонвилл в гигантском городе на Восточном побережье.
Хоть Рэй и не был архитектором, но его проекты бывали на столах больших боссов. Только неудачно. «Большой расход материала», - говорили они Рэю. «Много домов, мало материала» – вот главный девиз строителя. Новые дома в городе были серыми и унылыми. А красивые дома Рэя подходили только для Йеллоустона. На место Йеллоустона. Но дома в там проектируют более известные люди.
Так какая разница: серые дома здесь или там? Там – в другой звёздной системе.
Рэй был одним из миллиардов людей, которые не видели ничего дальше нескольких соседних кварталов и работы. Увидеть то, что не могут увидеть другие – это предел мечтаний. Он без раздумий решил пойти на эту работу. И выбор пал на него. Подготовка, анализ планов строительства – и вот его скоро погрузят в криогенный сон. Почти шесть лет – и ты в другом мире…
…Да, небо было совершенно голубым. Газовый гигант Полифем был виден даже днём, а ночь превращалась в незабываемую феерию. И эта феерия ни разу не повторялась. Рэй каждый раз восторженно смотрел на эти чудеса. А растения, которые светящиеся в темноте… Вообще растения. На Земле их осталось так мало. А тут их было МОРЕ! Рэй знал, некоторые из них очень опасны, строителям подходить к лесу не разрешали, тем более ночью, но даже наблюдение за ним через съемный оптический прицел вызывало незабываемые ощущения.
Этот мир был опасным. Пока не были установлены заборы и башни с автоматическими пушками, даже у сидящих в строительных машинах людей было чувство страха. Боялся и Рэй, но вид природы его успокаивал.
Пускай воздух был не пригоден для дыханья, и работать приходилось в экзо-паке, но ,чёрт, в нём не было гари, зловоний и всякой химической гадости. А такой чистый воздух, пускай и с высоким содержанием благородных газов, стоил многого.
Когда почти всё построили, большинство строителей стали собираться домой. Но Рэю не хотелось возвращаться. Все говорили о деньгах, что купят, как будут жить. Но они вернуться в серость того мира. Деньги иссякнут. Они снова будут работать, глядя с верхних этажей недостроенных зданий на унылый урбанистический пейзаж внизу. Рэй не хотел возвращаться. И он остался.
Самым удивительным на Пандоре было то, здесь существовала разумная форма жизни. Местные называли себя на’ви. Люди с самого начала хотели установить связь с ними. Рэй не видел их и представлял только по рассказам. Ему говорили, что они синие и высокие, образ жизни как у диких племён. Хвосты, вытянутые уши, кошачий нос, какой-то нейроинтерфейс в волосах. Со временем кое-какая связь установилась, и на их фотографии смог посмотреть каждый. Вот когда началась программа «АВАТАР», всё пошло по-другому. Грейс Огустин и другие биологи стали налаживать связи с на’ви в искусственных телах - аватарах, которыми управляли через свой мозг на расстоянии. Эти тела были такими же, как и местные жители.
Через некоторое время началась самая главная, как потом понял Рэй, стройка в его жизни.
II
Было решено построить небольшую школу, где наши учёные в аватарах учили бы детей на’ви. Было выбрано место, расчищена дорога. Мне была оказана честь руководить строительством. Нестандартный материал для Земли, знаете ли: древесина. Всё приходилось делать вручную. Конечно, сваи вкапывали не без помощи техники и работали мы с бензопилами и прочим инструментом. Простая хижина, в общем-то, но большая. Хорошо, что на Земле мне немного преподавали теорию простых и прочных креплений древних людей. Сначала мы сделали все части конструкции. Сборка проходила без шума наших приспособлений. И это не просто так - школа была не достроена, когда начались занятия. Многое мы делали в присутствии учеников.
Если взрослые на’ви – это взрослые на’ви, люди высотой в три с половиной метра, то дети… Самые маленькие были с меня ростом. Невероятные ощущения, не правда ли? Ты понимаешь, что старше их на четыре десятка лет, но видишь их глаза напротив своих. Даже задираешь голову, чтобы посмотреть на чуток звериные, но умные и добрые лица ребятишек. Не знаю, вот не было в них ничего такого, что есть в наших детях: ни драк, ни ссор, ни обид. Сам создавал себе препятствия, чтобы как можно дольше побыть где-то недалеко от них, посмотреть на уроки.
Грейс – чудесная женщина. Даже не знаю, относились ли мои знакомые к своим детям так, как Грейс к маленьким на’ви. Она отдавала им всю свою любовь, а дети отвечали тем же. Их как магнитом тянуло к Грейс. Уроки в школе были любопытны. Это для наших детей уроки как каторга, а для на’ви это было как праздник. Много давала Грейс ради этого, но и детишки не оставались в стороне. Даже изучение языков сопровождалась смехом и играми. Как будто это сегодня было: нос – ontu, ухо – mikyun. Грейс как-то странно поднимает руки, хватается за свои уши, сгибая их пополам. Дети в точности повторяют её движения. Все смотрят друг на друга – и падают от хохота. До чего же смешные получились у них выражения лиц!
Сколько воспоминаний, сколько веселья!
Дети впитывали знания как губка. Грейс рассказывала им о звёздах, о планетах, о Земле, о людях, о земных животных и растениях. Конечно, о плохих качествах людей и о вымирании нашей планеты она не рассказывала. Хотя, на’ви сами могли догадаться. Они видели всё: карьер, заводы, стрельбу солдат по всему живому без разбора, вырубку лесов. Дети рассказывали Грейс о своём народе, животных и растениях, передавали услышанные ими от взрослых предания. Иногда он пели.
Благодаря рассказам детей на вперемешку на двух языках и небольшому знанию языка на’ви (Я же “учился” вместе с детьми) я узнавал много нового и удивительного. Где ты на Земле найдёшь такой фольклор, если его залили бетоном и спрятали в панельные коробки, называемые домами.
Но не всегда Грейс проводила уроки в здании школы. Часто они ходили где-то недалеко по лесу. Наверное, дети что-то показывали Грейс, или она их об этом просила. Когда бывали такие прогулки, их сопровождали несколько взрослых на’ви. Если уроки были в здании, они часто появлялись из леса, стояли неподалёку, но в задание не заходили.
Мне хотелось задать свои вопросы детям о жизни их народа. Но я всё время откладывал это. Познакомится поближе мне помог случай. Один из учеников – Рааюки – заинтересовался моим гибридным ватерпасом(Нивелир мне не дали). Ватерпас был большим и блестящим. Но Рааюки не обращал внимания на внешние качества. На’ви не велись на такое, как аборигены в Африке. Интерес был в самом смысле использования: я ходил и зачем-то прикладывал к стенам прибор, посматривая на экран с показаниями. Под экраном была ампула со спиртом и пузырьком воздуха – аналоговый вариант электронной начинки на случай присутствия аномалий.
На его вопрос о ватерпасе я ответил только с помощью Грейс. Рааюки удивился. Оказалось, что на’ви редко используют измерительные приборы. Глазомер – это их главный помощник. Их племя – Оматикайя – специализировалось на ткачестве. А какой ткач без глазомера? Рааюки показал мне брёвна, положенные немного криво. Ватерпас подтвердил его слова. Потом мальчик отметил пальцем линию на земле перед школой. Я приложил ватерпас к линии. Как думаете, на сколько миллиметров он ошибся? На два!
Рааюки, Тсу'Тэй, Халиине, Ипорэу, Мкхсина, Нейтири и Сильванин – так завали учеников школы. Две последние девочки были дочерьми вождя клана. Я окончательно убедился в том, что людям далеко до на’ви. Их дети не являются отражением статуса родителей. Дети на’ви равны между собой. Тоже самое, я уверен, и между взрослыми.Статус есть статус, кто-то должен руководить, но права одинаковые. Вот о каком равенстве мечтали земные философы! Им надо было бы слетать в другую звёздную систему, чтобы посмотреть на это…
Строительство подходило к концу. Нам и электрикам осталось установить камеры видеонаблюдения. Я бы там больше не появился. Я прощался с маленькими на’ви. Я сказал, что буду всегда с ними и буду всегда их видеть. Я подразумевал это не только в переносном смысле и, в общем-то, не соврал…
III
Уже десять лет Рэй сидит в диспетчерской и управляет работой системы видео слежения.
Каждый день одно и тоже: лес, река, карьер, стоянки транспорта. И школа. Но школа была разной. Дети росли. Кто-то вырастал и покидал её. Зато потом бывших учеников можно было видеть среди тех, кто сопровождал маленьких на’ви и Грейс во время лесных прогулок. В школе появлялись новые ученики. Начинались новые уроки. Дети садились вокруг Грейс. Она им что-то рассказывала.
Тсу'Тэй, Рааюки и Халиине уже воины. Ипорэу, Мкхсина, Нейтири и Сильванин скоро должны были закончить учёбу. Грейс рассказывала Рэю, что скоро им предстоит обряд посвящения. Они уже почти взрослые.
Тот день был обыкновенным. Рэй смотрел на мир через обзорные камеры. Он смотрел на то, что видел каждый день. Сейчас это была просека. Пара бульдозеров, где-то дальше солдаты, APM Suit. Но тут Рэй увидел …
По краю леса двигались три фигуры, обозначенные красным в небольшом окне тепловизора. Рэй приблизил изображение простой камеры и обомлел: это были три на’ви. На синих фигурах были зелёные и чёрные полосы. Если бы не мешок, который несли два последних , Рэй бы еле замечал на’ви. Они пробирались к бульдозеру, стоящему около леса. Рэй хотел дать сигнал тревоги, но тут первый на’ви выскочил из леса и добежал до бульдозера. Рэй приблизил изображение ещё и понял: это была Сильванин, хотя в этой раскраске она была неузнаваемой. Но свой красивый лук она показывала Грейс в школе, и Рэй видел его через камеры. Видел и сейчас. Два других на’ви подбежали ближе. Они вылили какую-то жидкость из мешка(это был бурдюк, чёрт!) на бульдозер. Сильванин разожгла огонь.
Но уж пламя солдаты заметили. Они открыли пальбу, некоторые бросились к бульдозеру. AMP Suit приближалась с другой стороны. Раздалась оглушительная очередь GAU 90. На’ви пустили несколько стрел в сторону солдат, но потом бросились в лес. Рэй стал соображать, куда они могли направиться. Солдаты в это время остановились; сержант, наверное, что-то крикнул, и куда-то побежал с частью солдат. Куда именно, Рэю уже интересно не было.
Он включал камеры в лесу, и, наконец, заметил Сильванин и её друзей на одной очень знакомой ему тропе. Он всё понял и стал включать камеры вокруг школы. Грейс была с детьми в здании. Как пожалел Рэй, что не может связаться с ней .
Вскоре на’ви выбежали из леса. Они что-то кричали. Были слышны пулемётные очереди.
Вслед за ними из леса выскочили два «Лебедя». Солдаты, облепившие «Лебедей», стали соскакивать на землю. Стрелок на платформе одного из них навёл крупнокалиберный пулемёт в сторону убегающих. Раздалась очередь. Пули скосили Сильванин прямо перед порогом школы. Рэй ухватился за сердце. Нейтири закричала. Грейс схватила её за плечо, стала что-то кричать и показывать на запасной выход с другой стороны. Стрелок на платформе хотел снова выстрелить, но его пронзила стрела, пущенная одним из на’ви, который был на дереве, - сопровождающим детей во время прогулок; стрела второго на’ви попала в сержанта. В ответ на это солдаты открыли шквальный огонь по дереву, на котором были лучники. Но на’ви были в кронах, и попасть по ним было очень сложно. Дети убегали через запасной выход в лес. Солдаты со второго «Лебедя» открыли огонь по школе. Полетели щепки. Пули настигли уходящую “дичь” внутри здания. Оба молодых охотника упали замертво, Грейс была ранена в плечо и скатилась с лестницы запасного выхода.
Солдаты убедились, что и сержант, и пулемётчик мертвы. Они пошли проверять, что стало с теми двумя на’ви, которые забежали в школу, и Грейс, изредка стреляя по кустам…
Но Рэй этого не видел. Его глаза были широко раскрыты, вокруг него толпились люди. Врачи его не спасли и констатировали смерть от инфаркта. Рэй стал первым человеком на Пандоре, который умер ненасильственной смертью.