Школьников массово проверят на отцовство?
Московский Комсомолец № 25271 от 5 февраля 2010 г.
У подростков собираются оценивать способность к продолжению рода
фото: ИТАР-ТАСС
С 2011 года в стране стартует программа углубленной диспансеризации подростков. Дело это, конечно, хорошее. Но, как говорится на сайте Минздравсоцразвития, главной целью обследования станет оценка репродуктивной функции детей. И теперь эксперты гадают, как на практике школьников будут проверять на способность к продолжению рода. Вариантов предлагается много. Но в целом эксперты Общества специалистов доказательной медицины (ОСДМ) считают, что оценка репродуктивной функции у подростков не просто бесполезна, но и вредоносна.
На днях министр Голикова доложила о планах по улучшению демографии на заседании президентского совета по нацпроектам и демографической политике. В том числе о планах по обследованию репродуктивной функции у подростков с 14 лет. По оценкам педиатров, более 50% подростков имеют заболевания, которые могут привести к бесплодию, а у 30% выявляют задержку полового созревания. В рамках диспансеризации планируется осмотреть 2,6 миллиона подростков, что выльется в 4,9 миллиарда бюджетных рублей в течение 2011—2015 годов. Остается открытым вопрос: как будут оценивать репродуктивную функцию у юношей и девушек?
— Достоверных методов оценки мало, а нетравматичных и вовсе нет, — пояснил “МК” председатель ОСДМ Кирилл Данишевский. — Для мальчиков это биопсия — то есть придется ребенку проковырять иглой яичко или простату. Менее травматичен анализ спермы, но вряд ли родители будут в восторге. У девочек, конечно, можно брать мазки, но они ничего не скажут о репродуктивной функции. От УЗИ толку не будет. Хоть рентген члена сделай — никакого отношения к оценке репродуктивной функции это не имеет. Но, думаю, что-нибудь придумают, чтобы освоить средства. Сейчас в центры здоровья поставляют таинственные приборы — кладешь в них палец, а они тебе выдают кучу диагнозов. Толком их никто не проверял — у нас нет закона об обращении приборов медназначения. Может, придумают и прибор для оценки репродуктивной функции.
При этом, по мнению экспертов ОСДМ, присвоение ребенку диагноза “сниженная репродуктивная функция” способно изуродовать его жизнь независимо от его желания иметь детей в будущем. И потом, очень часто диагноз “бесплодие” оказывается несостоятельным. Его ставят супружеской паре уже после двух бездетных лет совместной жизни. “На самом деле бесплодие — редкое явление. Зачать детей в течение жизни не могут не более 2% семей, — считает Данишевский. — Как же определить бесплодие у 14-летнего ребенка? И главное — зачем? Ведь не существует действенных способов улучшить репродуктивную функцию, поэтому ее оценка просто аморальна. Основной метод лечения бесплодия — экстракорпоральное оплодотворение. Что же, детям в случае установления диагноза “бесплодие” будут прописывать ЭКО?”.
Еще одним фактором, портящим демографическую картину, в Минздравсоцразвития считают аборты. Поставлена задача их планомерного снижения. Работа уже ведется: сокращен перечень медпоказаний более чем на 70 заболеваний для искусственного прерывания беременности. И за 5 лет количество абортов снизилось на 23,2%. Дальнейшее сокращение, по словам Голиковой, “является резервом для улучшения демографической ситуации”. Впрочем, эксперты не видят связи между сокращением количества абортов и ростом рождаемости — ни в одной стране мира, где запрещали аборты, рождаемость не повысилась.
И, наконец, еще об одном способе улучшения демографической ситуации, предложенной властями, — экстракорпоральном оплодотворении. И тут все странно. При бюджетной квоте на 7 тыс. процедур ЭКО в прошлом году было проведено только 3 тысячи. По расчетам Минздравсоцразвития, при затратах на ЭКО в 747,6 млн. руб. в год и их тридцатипроцентной успешности (чего не всегда удается достичь в реальности) можно увеличить рождаемость на 2000 детей в год. Что означает затраты более 373 тысяч рублей на одного ребенка при росте показателя рождаемости на 0,1%.
Проблему материнской смертности (320 случаев в год), с которой также усиленно борются, эксперты ОСДМ считают не столь актуальной, как проблему смертности от алкоголя (более 500 тыс. человек в год) или курения (более 400 тыс. в год). И делают вывод: такими мерами повышения рождаемости не добиться. Они называют их “попыткой государства закупить детей у граждан на средства налогоплательщиков”. Вместо этого нужно развивать детсады, стимулировать усыновление сирот, добиваться увеличения продолжительности жизни (по этому показателю Россия занимает 128-е место в мире, а наши мужчины живут в среднем на 20 лет меньше европейских), и главное — заниматься в большей степени профилактикой, нежели выявлением заболеваний. То есть заставлять россиян правильно питаться, заниматься спортом, а также не пить и не курить.