Анатомия и таксономия Вопрос об эволюциионном происхождении На'ви среди разнообразных форм жизни, найденных на Пандоре, остаётся открытым. Работа по воссозданию эволюционного прошлого Пандоры затрудняется тем, что большая часть мира покрыта густыми дождевыми лесами с кислыми грунтами, которые являются не совсем подходящей основой для возникновения окаменелостей. Поэтому классификация, по большей части, должна быть сделана с помощью секвенирования генов со сравнением, так же как и применением, принципов эволюционной биологии.
На'ви обладают одной парой глаз, в то время как большинство животных - двумя (меньшая пара приспособлена под инфаркасный спектр). На'ви также одни из всего лишь нескольких позвоночных тераподов (4 конечности) среди бестиария, заполненного почти полностью гексаподами (6 конечностей). Другим заметным исключением является Икран (банши), претендующий на уникальность среди пандорских летающих позвоночных, так как имеет лишь одну пару основных крыльев. Вторичная пара крыльев Икрана - фактически дальнейшее развитие задних ног. Другие изученные летающие виды (вроде Великого Леоноптерикса), имеют две пары крыльев и чётко выделенные задние ноги. Но это, похоже, может быть примером параллельной эволюции, с потерей Икраном одной пары крыльев. Маловерятно, что прямая линия между На'ви и Икраном будет проведена, не заходя в исслледованиях отдалённые глубины времён.
Самый вероятный кандидат на близкое родство с На'ви - существо, называемое пролемурис. Это древесное животное средних размеров обладает, уникальной в некотором роде, гибридной формой тела. Хотя он имеет шесть конечностей, два комплекта рук разветвляются из одной пары конечностей, растущей из одной пары плечей и предплечий, что можно охарактеризовать как промежуточную форму между гексаподной структурой большинства иных позвоночных Пандоры и тераподной структурой На'ви. Учитывая это, неизвестно насколько далеко в прошлом в их общей родословной был общий предок, если он вообще существовал.
Текущее мнение предполагает, что На'ви произошли от двуногих существ, которые в своё время разделились между уровнем лесной подстилки и уровнем крон. Их огромные глаза и голубая тигрово-полосатая расцветка указывает, что их непосредственные предки были по большей части ночными существами, так как голубой цвет и полосы, столь очевидные в дневное время, могли быть эффективным камуфляжем в приглушённых тонах и биолюминесцентном свете ночного времени. Их собственные светопроизводящие клетки также служили двойной цели: индивидуальности узора (вроде отпечатков пальцев у людей - прим. пер.) и размытию силуэта во время сокрытия среди множества светящихся растений, насекомых и животных.
Скелетная система На'ви, как и у большинства представителей фауны Пандоры, необычайно крепкая. Их кости построены по схожему с земными позвоночными процессу. Податливая хрящевидная ткань выступает в роли подмостков, этаких строительных лесов. Эти подмостки пустотелые и очень пористые. Однако вместо кальцификации, следующим процессом идёт пронизывание пористой структуры подмосток нитями очень крепкого кератинообразного волокна. Только по окончанию этого процесса, кость начинает кальцифицироваться. Это похоже на процесс укрепления бетонной плиты арматурой.
В результате получается костная система, фактически на 20% легче костей млекопитающих, при этом имеющая почти в три раза большую прочность на разрыв. Благодаря волоконному укреплению, кости На'ви не дают осколков при ломании, как у людей. Вместо этого, при сильном нажиме они растрёпываются, словно ротанг или бамбук. Таким образом, даже сломанная кость сохраняет базовую форму и может удерживать некоторый вес, хотя и с ограниченной грузоподъёмностью и значительной болью. Сила их костей как минимум удваивается более низкой гравитацией Пандоры, а это значит, что На'ви могут переносить прыжки и падения со значительно больших высот, чем их человеческие эквиваленты.
Пожалуй, наиболее отличительной чертой анатомии На'ви, также как и практически всех пандорских позвоночных, является их нейроинтерфейс. Этот отросток, длиной около метра, выступает из нижней части черепа в виде тонкого, эластичного хвоста. Неофициально его называют Lekku, в отсылку на особые головные хвосты расы Twi'lek из вселенной Звёздных Войн. Пролегающее по центру этого отростка и есть то, что может соответствовать второму спинному мозгу, исходящему из специального затылочного отверстия в нижней части черепа. Этот пучок нервных сплетений подсодинён напрямую к мозговому стволу, в той же точке, откуда отходит и спинной мозг, соббщающийся со всем остальным телом На'ви. Тем не менее, у одного разума нейроны будут в корне ограничены, не имея возможности связаться хоть с чем-то (к примеру, все аватары, кроме Джейка - прим. пер.). У другого же, более совершенного, разума, они способны присоединяться к чему угодно, позволяя На'ви сообщаться почти телепатически со всем разнообразием существ - от коней до банши, когда физически объединены. Кроме того, это свойство позволяет им напрямую общаться со всемирной нейронной сетью деревьев, которую они называют Эйвой.
В противоположность большинству других пандорских позвоночных, имеющих два нейроинтерфейса, у На'ви он всего-лишь один. Примечательно, что большинство других животных, исследованных достаточно детально, имеют развитый хватательный контроль над своими интерфейсами благодаря концентрации тысяч мускульных волокон; чем-то это напоминает слоновий хобот. По неизвестным причинам, На'ви не получили этой особенности в течение своей эволюции, и их интерфейс просто висит, как верёвка. Среди На'ви является обычной практикой отращивать длинную прядь волос, которую затем оплетают, на манер косы, вокруг своего интерфейса из защитных, либо эстетических соображений (хотя сам факт роста волос на голове у На'ви - отдельный вопрос, ибо ни одно животное на Пандоре, известное на сегодняшний день, волос не имеет).
Известно, что На'ви отсекали преступникам или врагам их интерфейсы, таким образом навсегда лишая их связи с Эйвой и кардинально снижая их эффективность в бою и охоте, так как жертва более не способна взаимодействовать с конём или банши. Такой вид наказания применяется лишь в случае самых серьёзных преступлений, ибо представляет намного более тяжкую участь, чем просто смертная казнь.